Наша методика
Обучение в школе строится на принципах коммуникативного подхода. Что же такое коммуникативный подход?
Само слово «коммуникативный» говорит нам о том, что главной целью данного метода является говорение, умение свободно общаться на иностранном языке. Многие сразу усомнятся в правильности данной цели, сказав: «Говорение!? - А как же грамматика, письмо, чтение… Как мы сможем заговорить, не зная грамматики?» Ответ кроется в том, что данный подход ни сколько не «ущемляет» грамматику, а просто выводит ее на разговорный уровень. Итак, если вы еще не убедились в правильности данного метода, читайте дальше. «Сомневающимся» посвящается:
Коммуникативный подход для начинающих
Существует множество подходов и методов в изучении иностранных языков. Это как методы, получившие международное признание (например, коммуникативный подход), так и бесчисленные авторские методики, эффективность которых часто ставится под сомнение.
Коммуникативный подход возник в 70-х годах как результат работы Совета Европы. И с тех пор является основным в изучении иностранных языков. Следовательно коммуникативный подход используется по всему миру уже более 40 лет.
Со мной многие поспорят, сказав, что первый раз про него слышат, и в школе их учили совершенно по-другому. С данным утверждением трудно поспорить, так как в нашей стране коммуникативный подход появился относительно недавно. Вопрос в том: «Почему?»
Это напрямую связано с историей нашей страны, которая многие десятилетия была «закрыта» для международных инноваций. Всемирный опыт изучения иностранных языков почти не проникал в нашу страну. Российские преподаватели разрабатывали свои методики, не ориентируясь на международные стандарты. «Ну и что же тут плохого?» - спросите вы.
Плохого тут нет ничего, вопрос в эффективности. «Кто может изобрести наиболее действенный метод изучения иностранного языка: носитель этого языка (человек, для которого данный язык является родным) или иностранец?» - Ответ прост: «Конечно же носитель языка!»
Так и эксперты Совета Европы разрабатывали коммуникативный подход с позиции носителей. Их главной задачей было создать метод, который мог бы максимально приблизить навыки обучающихся к навыкам носителей.
Итак, какие же принципы были положены в основу коммуникативного подхода:
1. Коммуникативная компетенция
В основе коммуникативной компетенции лежит нацеленность на говорение и эта цель оправдана. От изучения иностранного языка мы ждем, прежде всего, беглого или, хотя бы, плохонького, но говорения.
Раньше в основе обучения иностранным языкам лежала грамматическая компетенция, то есть упорное изучение грамматики, говорение стояло на втором месте. Это привело к тому, что мы получили целое поколение «экспертов по грамматике», которые теряют дар речи при любой возможности заговорить на иностранном языке. Многие из них переквалифицировались в письменных переводчиков, которые хорошо переводят как с языка, так и на язык, но не могут произнести ни слова на иностранном языке. Ну что, узнали себя?
2. Преподавание на иностранном языке
Многие новые студенты очень боятся этого принципа, рискуя «утонуть» в иностранной речи и пропустить много важных моментов обучения. В тоже время бытует расхожее мнение о том, что язык лучше всего изучать за рубежом, в языковой среде. Тут мы сталкиваемся с явным противоречием: «Хотим - но боимся!»
А ведь именно школы, работающие по коммуникативному подходу, предлагают вам, так называемую, «микро - языковую среду», несколько раз в неделю.
Бояться иностранной речи не стоит и потому, что «культурный шок» проходит, как правило, в течение месяца. Затем вы наслаждаетесь тем, что начинаете понимать преподавателя, а также иностранные слова и песни, встречающиеся вам в повседневной жизни.
Стоит отметить и то, что преподаватель «не выливает» на вас всю свою иностранную речь, а оперирует тем количеством слов, знание которого предполагает ваш уровень языка. Если у вас совсем начальный уровень (beginner), ваше обучение начинается с освоения основных команд, которые преподаватель использует на всех уроках (repeat– повторите, read - прочтите, listen - послушайте, finish - заканчивайте и т.д.). Новые слова вводятся с помощью картинок, реалий, жестов, мимики и ситуаций.
3. Распределение обучения между навыками: говорения (speaking), грамматики (grammar), письма (writing), чтения (reading), аудирования (listening)
Как уже было сказано выше, коммуникативный подход строился с позиции носителя языка. Например, являясь носителями русского языка, мы познаем действительность с помощью говорения, грамматики, письма, чтения, аудирования. Соответственно и эффективное обучение иностранному языку должно учитывать все данные навыки в равной мере.
4. Роль преподавателя – это роль помощника
Мы привыкли видеть преподавателя в роли так называемого «главнокомандующего» - лидера. В коммуникативном подходе, преподаватель занимает «роль второго плана». Он должен быть ведущим, направляющим. Весь процесс обучения «крутиться» вокруг студентов. Преподаватель вырабатывает у студентов мотивацию, наталкивает на активное участие в процессе обучения.
Такая роль преподавателя позволяет выдвинуть студентов на первый план и позволить им без стеснения практиковать иностранный язык. Преподаватель ничего не делает за студентов, а всячески заставляет их включаться в работу и выкладываться на все сто.
5. Принцип «дозированного исправления ошибок»
Мы привыкли, что в российской школе на уроках иностранного языка нас постоянно исправляли. Привычка быть исправленными рождала неуверенность в себе и огромный языковой барьер.
В коммуникативном подходе, преподаватель исправляет вас, в зависимости от цели урока. Если цель урока говорение, то преподаватель «игнорирует» ваши ошибки, давая вам возможность преодолеть языковой барьер и заговорить.
Если целью урока является, например, отработка новой грамматики, то, безусловно, вас исправляют, но преподаватель делает это деликатно: стараясь добиться правильного ответа от вас самих или других студентов. Только в случае, если никто не может ответить правильно, сам преподаватель дает правильный ответ. Здесь мы видим принцип «коллективного сопереживания», когда все студенты работают сообща, преследуя одну цель.
Старый принцип исправления ошибок проигрывает новому по следующим критериям:
· Когда преподаватель исправляет ошибку сам, он не дает шанса остальной аудитории сфокусироваться на ошибке и проанализировать ее. Соответственно данная ошибка, скорее всего, будет повторяться снова.
· Постоянно прерывая студента исправлениями, преподаватель не дает ему «вслушаться» в свою собственную речь и контролировать ее правильность.
· Как уже говорилось выше, частое исправление ошибок усиливает языковой барьер. Студент чувствует превосходство преподавателя и осознает свою неспособность правильно строить свою речь.
Советы начинающим студентам
Итак, выше были изложены основные критерии коммуникативного подхода. Надеемся, они помогут вам быстрее адаптироваться к процессу обучения в нашей школе. А теперь, как вывод к вышесказанному, мы даем несколько советов, которые помогут вам быстрее выучить иностранный язык.
1. Коммуникативный подход позволяет осваивать один уровень языка в среднем за полгода, если вы занимаетесь 2 раза в неделю. Это достаточно быстро и времени на прогулы нет. Если вы пришли к нам обучаться, помните, что мы школа, а не клуб по интересам. Здесь мы обучаем вас и ждем результата. В связи с этим мы требуем регулярных посещений и выполнения домашних заданий. Чтобы выучить иностранный язык надо постараться и пожертвовать многим. Те, кто воспринимает обучение иностранному языку, очередным развлечением, ошибается. Обучение – это труд, посильный только усердным и старательным слушателям.
2. Не бойтесь делать ошибки в речи. Ошибка дает вам возможность осознать ее и исправить. Так, по мере прохождения новой грамматики, вы сами «подчищаете» свою речь. По мере увеличения уровня языка (beginner, elementary, pre-intermediate, intermediate, advanced, proficiency) ваша речь становится все более правильной. Расслабьтесь, освободитесь от языкового барьера и не лишайте себя языковой практики. Чем больше вы будете говорить, тем смелее, увереннее и правильнее будет ваша речь.
3. Занимайте активную позицию на уроке. «Выжимайте» из себя максимум возможностей и вы получите максимальный результат.
4. Если вы пропустили урок, обязательно выполните домашнее задание, чтобы не отстать самому и не сбивать темп следующего урока.
5. Не бойтесь коммуникативного подхода, так как он существует уже много лет и является самым эффективным методом обучения иностранным языкам. Учебники таких всемирно известных издательств как Longman, Cambridge, Macmillan, Oxford построены по принципу коммуникативного подхода и используются для обучения в нашей школе. Итак, доверяйте мировому опыту обучения иностранным языкам.
В заключение я хочу пожелать вам успехов в обучении и сказать, что мы всегда рады новым добросовестным студентам и готовы сделать все, чтобы сделать ваш образовательный процесс максимально эффективным.
Директор школы: Хрущева Евгения Александровна
Лингвист, преподаватель английского и французского языков; кандидат филологических наук; обладатель международного диплома ICELT, дающего право преподавать английский язык по всему миру.